В процессе исполнения произведения музыкант одновременно решает вопросы: Координации игровых движений, направленности Внимания - внешнего и внутреннего (условия эффективности работы памяти), Эмоций, которые должны быть предвосхищающими, Самоконтроля, на основе предвосхищающий представлений результата предстоящего действия, а не восприятия уже полученного, трех условий Целесообразности, сформулированных П. Анохиным. - КВЭСЦ
Это сложнейший комплекс процессов (КВЭСЦ), которые происходят при извлечении звука - по сути в одно мгновение. Они тесно связаны и взаимозависимы друг от друга, образуя систему взаимодействий: умственных, эмоциональных (психических) и физических (единства «ума, сердца и руки» Г. Песталоцци). Музыкант-исполнитель обязан выйти на уровень такого единства. Его действия тем самым переходят в стадию «действий-переживаний», предпосылку музыкально-исполнительского творчества. (Например: извлечь звук dolce, grazioso или схватывая «как коршун – добычу» Ф.Лист – Г. фон Бюлов и т.д.).
Противоречия наблюдаются в процессах Координации, Внимания, Эмоций, Самоконтроля, Целесообразности (КВЭСЦ), образующих целостную систему.
01«Координация и представления являются, по сути, одним и тем же». (Дж. Х. Джексон) .(До сих пор: предлагается автоматизировать движения пальцев, извлекающих звук, что исключает представления, - а равно – осознаваемую координацию движений).
02Действие внимания: «внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга» . (Предлагается «слушать себя», «следить за собой», т.е. действовать в режиме восприятия, что исключает действия в режиме представлений, необходимых для координации игровых движений и запоминания произведения).
03«Предвосхищающая эмоциональная коррекция поведения» как способ влияния на качество управления силой игровых движений - динамикой, скоростью движений – темпом произведения, ритмом и продолжительностью игровых движений - штрихами в процессе исполнения и, в целом, характером музыкально-исполнительских действий на основе синтеза этих качеств как средств выразительности при создании музыкального образа во время самого исполнения.
04Самоконтроль связан с процессом самоуправления музыкально-исполнительскими движениями и действиями, который, чтобы быть успешным, должен совершаться «на полной ориентировочной основе» - П.Гальперин.(т.е.на основе представления будущего результата с эффективной обратной связью мозга и рук - Н. Бернштейн, П. Анохин,– а не его восприятия «по конечному результату» /«слушай себя»/).
05Сформулированные П. Анохиным условия целесообразности гласят: совершающий какие-либо профессиональные движения обязан всегда знать и представлять: «что он делает, как делает и когда» . (Для положительного ответа на данные вопросы (выполнения данных условий) все пять позиций предполагают наличие в распоряжении играющего одновременно чуткого (чувствительного), активного и экономичного аппарата).
Изучив схемы модели, Вы получите способ взаимодействия с музыкальным инструментом, который избавит Вас от исполнительских проблем по вышеперечисленным позициям.
Как показывает анализ игры выдающихся исполнителей, их действия происходят именно в границах соблюдения закономерностей. Извлекая звуки из своих инструментов в соответствии с ними, музыканты-исполнители приобретают возможность достижения тончайших ощущений своего игрового аппарата, Это средство эффективного управления динамикой (силой), штрихами (ритмом движений и их продолжительностью), темпом (скоростью движений) и получения высокого художественного результата.
В основе: представление и переживание характера будущего игрового действия и звука, а не переживание уже появившегося / при пассивном игровом аппарате/.
Нам представляется, что принципиально модель пригодна не только музыкантам. Она позволяет эффективно управлять действиями рук и манипуляций пальцами: спортсмену, медику (хирургу), актеру, создателю механизмов особой точности и др.
Спасибо за заказ!