Модель мастерства музыканта

Модель мастерства музыканта!В процессе исполнения произведения музыкант одновременно решает вопросы: Координации игровых движений, направленности Внимания - внешнего и внутреннего (условия эффективности работы памяти), Эмоций, которые должны быть предвосхищающими, Самоконтроля, на основе предвосхищающий представлений результата предстоящего действия, а не восприятия уже полученного, трех условий Целесообразности, сформулированных П. Анохиным. - КВЭСЦ

Это сложнейший комплекс процессов (КВЭСЦ), которые происходят при извлечении звука - по сути в одно мгновение. Они тесно связаны и взаимозависимы друг от друга, образуя систему взаимодействий: умственных, эмоциональных (психических) и физических (единства «ума, сердца и руки» Г. Песталоцци). Музыкант-исполнитель обязан выйти на уровень такого единства. Его действия тем самым переходят в стадию «действий-переживаний», предпосылку музыкально-исполнительского творчества. (Например: извлечь звук dolce, grazioso или схватывая «как коршун – добычу» Ф.Лист – Г. фон Бюлов и т.д.).

Противоречия наблюдаются в процессах Координации, Внимания, Эмоций, Самоконтроля, Целесообразности (КВЭСЦ), образующих целостную систему.

01«Координация и представления являются, по сути, одним и тем же». (Дж. Х. Джексон) .(До сих пор: предлагается автоматизировать движения пальцев, извлекающих звук, что исключает представления, - а равно – осознаваемую координацию движений).

02Действие внимания: «внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга» . (Предлагается «слушать себя», «следить за собой», т.е. действовать в режиме восприятия, что исключает действия в режиме представлений, необходимых для координации игровых движений и запоминания произведения).

03«Предвосхищающая эмоциональная коррекция поведения» как способ влияния на качество управления силой игровых движений - динамикой, скоростью движений – темпом произведения, ритмом и продолжительностью игровых движений - штрихами в процессе исполнения и, в целом, характером музыкально-исполнительских действий на основе синтеза этих качеств как средств выразительности при создании музыкального образа во время самого исполнения.

04Самоконтроль связан с процессом самоуправления музыкально-исполнительскими движениями и действиями, который, чтобы быть успешным, должен совершаться «на полной ориентировочной основе» - П.Гальперин.(т.е.на основе представления будущего результата с эффективной обратной связью мозга и рук - Н. Бернштейн, П. Анохин,– а не его восприятия «по конечному результату» /«слушай себя»/).

05Сформулированные П. Анохиным условия целесообразности гласят: совершающий какие-либо профессиональные движения обязан всегда знать и представлять: «что он делает, как делает и когда» . (Для положительного ответа на данные вопросы (выполнения данных условий) все пять позиций предполагают наличие в распоряжении играющего одновременно чуткого (чувствительного), активного и экономичного аппарата).

Изучив схемы модели, Вы получите способ взаимодействия с музыкальным инструментом, который избавит Вас от исполнительских проблем по вышеперечисленным позициям.

Как показывает анализ игры выдающихся исполнителей, их действия происходят именно в границах соблюдения закономерностей. Извлекая звуки из своих инструментов в соответствии с ними, музыканты-исполнители приобретают возможность достижения тончайших ощущений своего игрового аппарата, Это средство эффективного управления динамикой (силой), штрихами (ритмом движений и их продолжительностью), темпом (скоростью движений) и получения высокого художественного результата.

В основе: представление и переживание характера будущего игрового действия и звука, а не переживание уже появившегося / при пассивном игровом аппарате/.

Нам представляется, что принципиально модель пригодна не только музыкантам. Она позволяет эффективно управлять действиями рук и манипуляций пальцами: спортсмену, медику (хирургу), актеру, создателю механизмов особой точности и др.

Просмотров: 882
Печать

Обучение музыкально-исполнительским
 действиям

Обучение музыкально-исполнительским действиям.

 
Просмотров: 811
Печать

ОСМЫСЛЕННОЕ
взаимодействие с музыкальным инструментом

ОСМЫСЛЕННОЕ взаимодействие с музыкальным инструментом.

 
Просмотров: 744
Печать

Обученный учащийся-музыкант
и его сознание.

Обученный учащийся-музыкант и его сознание (мышление).

 
Просмотров: 765
Печать

Чувствительность. Активность. Экономичность.

 
Просмотров: 807
Печать

Операция по 
извлечению художественно-выразительных звуков

Операция по извлечению художественно-выразительных звуков.

 

Заказать книгу

Оправьте свой номер телефона. Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

Заказать книгу

Спасибо за заказ!

Основные схемы модели

Схема 1. Обучение

Обучение музыкально-исполнительским действиям.

Схема 2. Сознание

Обученный учащийся-музыкант и его сознание (мышление).

Схема 3. Навыки

ОСМЫСЛЕННОЕ взаимодействие с музыкальным инструментом.

Схема 4. Игровой аппарат

Чувствительность. Активность. Экономичность.

Схема 5. Взятие

Операция по извлечению художественно-выразительных звуков.