Концерт к 60-летию. Часть 2

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 411
Печать

Три оркестровых произведения

«Картины природы», «Скерцо» и «Русская фантазия»

Первые два исполняются под управлением выпускника МГУКИ (ученика доцента МГУКИ Чачина Владислава Владимировича -Серебрянникова Сергея – дирижировавшего первым исполнением «Картин природы»). Третье произведение - «Русская фантазия» - исполнено оркестром МГУКИ под управлением автора.

«Картины природы» созданы под впечатлением живописной природы Подмосковья. В ней раскрывается красота лесов, плывущих над ними облаков, стихии журчащей воды, картина спокойного восприятия красоты окружающей действительности периодически сменяющихся порывами ветра. В средней части в музыке ускоряется темп, возникает тревожное состояние, напряжение, вызывающее деформации образа до сих пор спокойной природы. Активно вторгаясь в течение мелодии, возникают созвучия усиливающие волнение и переживание от созерцания. Происходят изменения темпа, фактуры, ритмов, сопровождаемые соответствующими зрительными ассоциациями слушающего, впечатляя скрытой энергией природы, лишь немного пробудившись, приоткрывшей свою силу.

Реприза наступает неожиданно, возникает впечатление недосказанности. И в самом деле, когда основная тема создавшая впечатление спокойной природы зазвучала в прежней тесситуре, впечатление незавершенности было очень явным. Однако далее эта же музыкальная тема, излагается в низком регистре, и вдруг мы услышали мощь, как будто она проявила свою силу и значительность. В результате дальнейшее развитие привело к модуляции, вызвавшей всплеск эмоций восторга, а дополнительное усиление напряжения гармоническими изысками привело к главной кульминации - колокольного звона в виде перекликающихся колоколов, раскрывающих мощь и красоту России и картин ее природы.

«Скерцо». В «Скерцо» интрига построена на диалоге в виде кратких вопросов и не менее кратких ответов, создающих впечатление напористости и активности его участников. И вопросы, и ответы звучат в разнообразных звуковых сочетаниях быстро меняющих тональность, фактуру, тесситуру, что и создает энергию активного действия, желания обязательно получить ответ на свои вопросы.

Средняя часть изложена как переплетение нескольких мелодических линий, спокойно рисующих многозначную картину жизненных впечатлений. Развиваясь по восходящей линии, модулируя, расширяя диапазон, уплотняя фактуру, музыка средней части звучит как кульминация, создающая впечатление восхищения и восторга от того, что нас окружает. Музыкальная тема в кульминации излагается ярким звучанием трубы – медного духового инструмента, не присущего оркестру народных инструментов. Тембр этого инструмента призывный и энергичный. Возникший в момент кульминации он как бы побуждает к новым свершениям и деяниям.

Реприза представляет собой буквальное повторение первой части с завершающей пьесу заключительной репликой.

«Русская фантазия». В произведении отражены впечатления от поездок по России.

Начинается напряженным медленным движением звуковой массы, ассоциируемой с физическим усилием начинающегося движения поезда. Постепенно движение ускоряется, и за окном возникают меняющиеся пейзажи, нарастает впечатление радости от проносящихся мимо видений. Картина многоплановая, передающаяся различной фактурой причудливо сочетаемыми трехдольными и четырехдольными ритмами. Мимо окон проносятся селения, города, поля, леса, машины, дороги. В зависимости от окружающих картин меняется характер звучания. музыка теряет яркость, чувствуется приближение ночи, движение постепенно прекращается и возникает мелодия песни «Ах ты, ноченька». Она использована именно в контексте картин наступающей ночи, рисуя впечатление от русской природы связанной с этим явлением. На фоне появившейся в небе луны, возникают плывущие облака, разрастается грандиозная картина звездной ночи, небеса, ночные шумы, порывы ветра. Звучит нота «соль» в четырех октавах, как бы бликами переливаясь по всему небосводу, по которому плывет в гармонически строгом и стройном порядке фантастическая таинственная завораживающая картина Млечного пути.

Затем небо просветляется и возникает картина наступающего утра. Мелодия народной песни звучит в самом высоком регистре, предвещая скорый рассвет и события наступающего дня. Они рисуют узнаваемую теперь картину проносящихся событий, что происходит в результате использования тех же принципов развития, которые были в первой части произведения.

Завершается музыка картиной мелодических линий сходящихся в унисон и затихающих за горизонтом.

Заказать книгу

Оправьте свой номер телефона. Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

Заказать книгу

Спасибо за заказ!

Основные схемы модели

Схема 1. Обучение

Обучение музыкально-исполнительским действиям.

Схема 2. Сознание

Обученный учащийся-музыкант и его сознание (мышление).

Схема 3. Навыки

ОСМЫСЛЕННОЕ взаимодействие с музыкальным инструментом.

Схема 4. Игровой аппарат

Чувствительность. Активность. Экономичность.

Схема 5. Взятие

Операция по извлечению художественно-выразительных звуков.